«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении
уроков?»
Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не
отвечайте ни на один вопрос, обращенный
к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности,
предложите искать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте
ошибки своих детей.
О чтении.
Один раз ребенок читает
сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное.
Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от
бессмысленных повторов.
Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки в слух, по
очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность
художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно
читать по ролям,, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По русскому языку.
Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При
трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни
букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из
комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего
ребенка и не злите его.
Задачи по математике.
Учите читать и представлять как происшествия. Выполните
чертеж. Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более действия. Уточняем, о каких величинах идет
речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.
Природоведение.
Читать не только по книге, но и выписывайте журналы. Делайте
оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты.
Родители,
которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную
самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые
чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы
тебе, а не мне, вот ты и делай!»
Другие
ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» – и раскрывают учебники и
тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным
школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется
безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без
особых усилий.
Безусловно,
родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления
домашних заданий.
Практический материал
Метод
ключевых слов
Этот метод может помочь ребенку при изучении
большого по объему текста.
1. Ключевыми словами называются самые важные
слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем
сказано в нужной части текста.
2. При чтении абзаца выбирается одно или два
ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в
нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает
его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить
при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить.
Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими
психологами. По их мнению, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом
основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод
рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.
1П - просмотри текст
(бегло);
2П - придумай к
нему вопросы;
ЗП - пометь
карандашом самые важные места;
4П - перескажи текст (используя ключевые слова);
5П - просмотри
текст повторно.
Решения:
1.
Учить ребенка самостоятельно
выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения
детьми работы по приготовлению уроков.
3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении
домашних заданий.
4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только
исполнение.
5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий